Почему потеют стекла в машине и как эффективно с этим бороться

Чтобы максимально полноценно ответить на вопрос – почему потеют стекла в машине – беглого рассмотрения темы, как это делается в других источниках, недостаточно. Тем более этого не хватит для того, чтобы научиться эффективно бороться с запотеванием стекол в разных ситуациях. Ведь эта проблема бывает и в дождь, и при езде в туман, и просто зимой, и когда в машине много пассажиров, и даже «после вчерашнего».

потеют стекла в машине

Физика процесса

Как ни крути, а эффективно бороться с чем-либо, не понимая физики процесса хотя бы в общих чертах, довольно сложно. Как правило, с запотеванием стекол автолюбители пытаются справляться наугад – либо с помощью где-то услышанного совета, либо применяя «чудо-средство», приобретенное в автомагазине за баснословные деньги. Есть и народные методы, среди которых встречаются и весьма эффективные. Но как они работают и, самое главное, как ими правильно пользоваться – мало кто задумывается. Потому стекла в машинах упорно продолжают запотевать, иногда отбирая драгоценное время, или же вообще – снижать безопасность дорожного движения.

Чтобы доступно объяснить – почему потеют стекла в салоне машины – достаточно воспользоваться несколькими элементарными понятиями из физики. С них и начнем.

Запотевание стекол в машине – это ни что иное, как сконденсировавшаяся вода или конденсат. Процесс, из-за которого этот конденсат образуется, называется конденсация. Чтобы произошел данный процесс, необходимо сразу несколько условий:

  1. В воздухе салона автомобиля должно быть достаточная влажность.
  2. Температура внутренней поверхности стекла должна быть достаточно холодной.
  3. Температура воздуха в салоне должна быть достаточно высокой.

В данном случае заменить во всех трех условиях слово «достаточный» какими-то конкретными цифрами – невозможно. Но когда все три фактора достигают определенных значений, на поверхности стекла возникает так называемая точка росы. Это означает, что разности температур стекла и воздуха стало достаточно, чтобы при данной влажности воздуха содержащийся в нем водяной пар начал превращаться в воду. В общем и целом, можно сказать, что чем выше влажность, и чем большая разница между температурами внешней и внутренней поверхности стекла, тем ближе начало процесса конденсации.

Если говорить другими словами, то конденсация – это изменение содой агрегатного состояния. Она переходит из газообразного состояния в жидкое. Сразу же отметим, что есть у этого процесса и обратный ход. Называется он испарением – это когда жидкая вода при определенных условиях превращается в газообразный пар. Каковы эти условия? Об этом немного позже. Забегая наперед, скажем только, что физический процесс испарения воды – это ключ к эффективной борьбе с запотеванием стекол. Хотя и не единственный.

Почему потеют стекла в машине во время дождя

Теперь рассмотрим разные ситуации, при которых потеют стекла в салоне машины, и на основании уже известной физики процессов разберем, почему так происходит. Кроме того, по мере надобности обратим внимание на факторы, которые в той или иной ситуации усугубляют проблему и усложняют борьбу с ней.

Итак, езда в дождь. Когда вы садитесь в машину, вы неминуемо открываете дверь. Соответственно, в салон с улицы проникает перенасыщенный влагой воздух. В машине влажность автоматически повышается, приближая одно из условий начала процесса конденсации к точке росы. Далее. Вы и ваши пассажиры садятся в салон в промокшей одежде. Скопившаяся в тканях вода под воздействием тепла испаряется, и еще больше насыщает воздух салона влагой. Кроме того, вы дышите. А человек всегда выдыхает более влажный воздух, чем вдыхает. Влажность в салоне еще повышается.

Когда на улице идет дождь, то температура за пределами машины, как правило, снижается. Соответственно, охлаждаются и стекла. Кроме того, капли дождя очень холодные. Попадая на стекла, они тоже снижают его температуру. То есть начинает возрастать третье условие начала процесса конденсации.

Остается только температура уже до неприличия влажного воздуха в салоне автомобиля. И с этим проблем нет. Человек выдыхает гораздо более теплый воздух, чем вдыхает. Само тело человека – тот еще обогреватель. Ну и, наконец, прогрев двигатель, вы включаете печку.

Все условия для возникновения точки росы и начала конденсации в наличии. Стекла начинают запотевать.

Запотевание стекол при езде в туман

Туман – это такое атмосферное явление, при котором в окружающем машину воздухе содержится множество мельчайших капелек воды. По большому счету, туман – это тот же дождь, только в плане запотевания стекол – еще более усугубляющий ситуацию фактор. Влажность воздуха в таких условиях практически всегда 100-процентная. В редких случаях она ниже этого показателя, но всегда выше 85-90%. Температура окружающего воздуха при тумане – тоже всегда заниженная. Вспомните, когда бывает это явление – зимой, осенью или рано поутру. В жаркий летний день тумана не бывает.

Процесс запотевания стекол при езде в туман практически идентичен ситуации с дождем. При открывании дверей в салон попадает перенасыщенный влагой воздух. Температура стекол – низкая. Ну а в салоне вы дышите, включаете печку и так далее, то есть, повышаете температуру влажного воздуха. В итоге все условия для начала процесса конденсации достигаются практически моментально.

Потеют стекла зимой

Зима – это не самое «сложное» время в плане запотевания стекол в машине. Да, температура за бортом критически низкая. Стекла, соответственно, крайне холодные. Да, садясь в салон, вы относительно минуса на улице очень быстро прогреваете внутренний воздух. Однако зимой влажность воздуха, как правило, очень низкая. То есть третьего условия для образования конденсата на стеклах вроде бы нет. Но не следует забывать о том, что вы дышите в салоне. А человек всегда выдыхает более влажный воздух, чем вдыхает.

В итоге, опять-таки, стекла начинают интенсивно потеть.

Чем больше пассажиров – тем сильнее потеют стекла

Как мы уже выяснили в предыдущих ситуациях – водитель с положительной температурой своего тела, теплым и влажным выдыхаемым воздухом – является немаловажным фактором в процессе конденсации. Соответственно, если кроме водителя в салон садятся еще и пассажиры, то повышение влажности и температуры следует умножать на столько, сколько человек село в машину.

Именно из-за этого, когда вы едите в автомобиле не один, стекла запотевают гораздо быстрее, обильнее, и бороться с этим намного сложнее. Если же все пассажиры сели в салон в хорошо промокшей одежде (из-за дождя на улице), то с запотеванием стекол приходится порою бороться чуть ли не всю дорогу. Влага то из тканей постепенно и постоянно испаряется, повышая влажность в салоне.

Потеют стекла «после вчерашнего»

Наверняка многие автолюбители знают, как на запотевание стекол в машине влияет алкоголь, выпитый накануне ими же, либо пассажирами. Существует даже история, что работники ГИБДД в первую очередь останавливают те автомобили, стекла у которых сильно запотевшие. Да и нередким является вопрос: «Так! Кто вчера пил?», когда водитель берет пассажиров в машину, и стекла в ней резко начинают покрываться испариной. Почему же так происходит?

Есть две версии. Одна из них малоправдоподобная. А вот вторая – больше похожа на истину. Особенно, если учесть то, что уже рассмотрено выше. Напомним, что на интенсивность запотевания стекол положительно влияет повышение температуры и влажности воздуха в салоне автомобиля.

Первая версия заключается в следующем. Якобы, когда в машину садится выпивший человек (или с похмелья), он выдыхает в воздух пары спирта. По данной версии эти самые спирты каким-то чудным образом соединяются с парами воды и, внимание, увеличивают их в объеме. На самом деле это действительно правда. Но чтобы сколь-либо заметно увеличить пары влаги в объеме, паров спирта нужно много. Очень много. Даже битком набитый салон в доску пьяных пассажиров не смогут выдохнуть столько спирта. Так что эту версию принимать за правдивую не стоит.

Вторая, более простая, наглядная и правдоподобная версия заключается в следующем. Человеческий организм, в котором содержится спирт, более активен. Сосуды расширены. Сердцебиение учащенное. Дыхание, кстати, тоже. Организм таким образом предпринимает попытку побыстрее избавиться от попавшего в него яда.

В результате выпивший (или после вчерашнего) человек в салоне машины усиленно повышает влажность и температуру воздуха. А это, как мы уже знаем, целых два условия из трех, положительно влияющих на конденсацию влаги на стеклах. Вот и все.

Популярные методы борьбы с запотеванием стекол

Теперь, когда понятна физика процесса образования конденсата на стеклах автомобиля в разных ситуациях, многие уже догадались, как с этим эффективнее бороться. Собственно, делать можно две вещи – либо не допустить условий, благоприятных для возникновения точки росы на стеклах, либо принудительно запустить обратный конденсации процесс – испарение. В первом случае стекла вообще могут и не запотеть. Во втором же вы избавитесь от этой проблемы в максимально короткие сроки.

Начнем с первого – как не допустить создания благоприятных для конденсации условий. Нагреть наружный воздух мы не можем. Потому первое условие – это константа, с которой бороться бессмысленно. А вот что касается температуры воздуха в салоне и внутренней поверхности стекол, то тут шансы улучшить ситуацию есть. Также мы вполне можем повлиять на влажность воздуха в салоне.

Так, например, когда вы планируете поезду на машине зимой, можно запустить двигатель и сразу же выйти из салона. Тем более, заняться, как правило, есть чем – очистите стекла, зеркала, фары и номерные знаки от снега, проверьте давление в колесах и так далее. За это время двигатель прогреется раньше, чем вы сядете в салон, и надышите там, повысив влажность и температуру. Теперь, включив печку на обогрев и направив ее на обдув стекол, вполне можно запотевание даже не увидеть.

В дождь и туман эти методы малоэффективны, поскольку, находясь еще дольше на улице, вы пропитаетесь влагой еще больше. А потом занесете ее в салон. Поэтому в дождь, туман, после вчерашнего и так далее – нужно бороться с повышенной влажностью и резким повышением температуры в салоне. Для этого достаточно придерживаться следующих простых правил:

  • регулярно сушите салон автомобиля;
  • двигаясь во влажном салоне в сравнительно сухую погоду (например, зимой), открывайте окна и включайте на всю мощность печку, дабы наружу выветрилось как можно больше влаги;
  • не включайте печку на обогрев сразу после запуска двигателя, а подождите, пока тот прогреется (так вы добьетесь теплого воздуха быстрее);
  • готовясь к пути зимой не закрывайте дверь, пока прогреваете двигатель (так вы уменьшите разность температур на начальном этапе, и сможете избежать запотевания стекол);
  • вытирая стекла тряпками и салфетками, не держите их в салоне, так как влага из них испарится и опять будет стремиться осесть в виде конденсата.

Если же процесса запотевания стекол в машине избежать не удалось, то с этим придется бороться. Делать это можно двумя способами. Первый заключается в снижении влияющих на конденсацию факторов. Так, например, чтобы ускорить обратный конденсации процесс – испарение – вспоминаем из школьного курса физики, что для этого нужна температура повыше, да ветер посильнее. Чтобы как можно быстрее убрать конденсат с лобового стекла, на него нужно направить весь поток от уже прогретой печки. Прогрев стекла ускорит испарение влаги, а поток воздуха, нагнетаемого вентилятором печки, быстрее «снимет и унесет» эту влагу.

Понятно, что если зимой держать окна открытыми, то потеть ничего не будет, так как влажный воздух из салона выйдет, а разница температур на поверхностях стекол будет минимальной. Однако так ездить некомфортно. А поскольку, включая печку на обогрев, вы увеличиваете одно из условий образования точки росы, значит надо попутно понижать второе условие – влажность. В сухую погоду справиться с этим помогают ненадолго открытые окна, а в сырую стоит надеяться только на вентиляцию салона.

К слову, нормальное состояние салонного фильтра помогает эффективнее бороться с запотеванием стекол. Поэтому меняйте этот расходник своевременно. Также не забывайте, что при борьбе с запотеванием вентиляцию надо обязательно с рециркуляции переключить на забор воздуха снаружи.

Что же касается различный средств против запотевания стекол, то они работают по очень простому принципу. После нанесения их на стекло, оно покрывается прозрачной пленкой, которая очень и очень гладкая. А на гладкой поверхности сконденсировавшимся капелькам воды попросту «не за что зацепиться». Вот и все чудо.

Аналогичного эффекта можно добиться при помощи обычной пены для бритья. Если ею обработать стекла изнутри, то на несколько дней можно будет забыть о запотевании стекол в машине. Ах да! Магазинные чудо-средства тоже работают не вечно. Хороших хватает на несколько суток, дешевые же и вовсе могут не сработать.

Итоги

Если в машине сильно потеют стекла, то значит разность температур снаружи и внутри салона, а также влажность воздуха привели к образованию точки росы. Результатом этого является конденсация содержащейся в воздухе влаги. Чтобы побороть эту проблему, нужно снижать влажность воздуха в салоне, прогревать стекла или покрывать их средствами, образующими на поверхности пленку, на которой капелькам конденсата будет труднее задержаться.