Можно ли заряжать гелевый аккумулятор и как правильно это делать

Так называемые гелевые аккумуляторы хоть и не пользуются огромной популярностью среди автолюбителей, в эксплуатации они имеются у многих. У одних GEL АКБ установлен в машине с завода. Другие покупают их намеренно с целью получить преимущества, которыми обладает данная технология. Кто-то покупает по выгодным скидкам, получает в подарок и так далее.

заряжать гелевый аккумулятор

Соответственно, у многих таких пользователей возникает целый ряд вопросов – заряжают ли гелевые аккумуляторы, каким напряжением, каким током, какое нужно зарядное устройство и так далее. А все потому, что вокруг этой технологии за последнее время скопилось много мифов, сбивающих с толку и вводящих в заблуждение. На самом же деле аккумуляторные батареи GEL – не так сложны, как о них говорят, и эта статья тому прямое доказательство.

Особенности аккумуляторных батарей GEL

Из-за обилия в Сети малоправдоподобной информации сегодня многие так и не усвоили, что собой представляют гелевые аккумуляторные батареи. В одних источниках написано, что это то же самое, что AGM АКБ. Другие активно педалируют тему, что GEL АКБ необслуживаемые, а потому они не подлежат подзарядке и другим мероприятиям по уходу. Гелевым аккумуляторам вообще часто приписывают какие-то поистине мифические свойства.

На самом же деле АКБ GEL – это все та же свинцово-кислотная аккумуляторная батарея. Те же токоведущие пластины из свинца. Та же серная кислота. Накопление и отдача электроэнергии происходит по тем же принципам, что и в обычных автомобильных аккумуляторах. Единственная разница заключается в том, что в гелевых АКБ электролит, хоть это все тот же водный раствор кислоты, находится не в жидком состоянии, а в гелеобразном.

Это означает, что в аккумуляторе между свинцовыми пластинами есть все то же свободное пространство, которое и занимает электролит. Здесь же он загущен при помощи довольно древнего вещества, которое называется силикагель. Это вещество обладает свойствами активно поглощать газ и жидкость, не меняя их химических свойств. В случае с гелевыми аккумуляторами применение силикагеля позволяет загустить водный раствор серной кислоты, но не более того.

Химические и электролитические реакции в гелевых АКБ протекают абсолютно такие же, как и в обычных батареях с жидким электролитом. Процесс заряда и разряда описывается абсолютно идентичными формулами.

Зачем же тогда применяется гелеобразный электролит? Какой в нем практический смысл? На самом деле применение такой технологии дает немало преимуществ:

  • Гелевые аккумуляторы можно эксплуатировать в любом положении. То есть, их можно наклонять и даже переворачивать. Электролит при этом не вытекает и, что еще более важно, также хорошо контактирует со свинцовыми пластинами.
  • АКБ GEL не «боятся» механических повреждений. Если нарушить герметичность корпуса у обычного кислотного аккумулятора, электролит вытечет, и батарея полностью потеряет способность накапливать и отдавать электроэнергию. Гелевый же продолжит работать, даже если в него попадают пули.
  • Благодаря предыдущему преимуществу гелевые аккумуляторы являются более безопасными, чем традиционные. Электролит из них не может вытечь, а значит, не может нанести травмы пользователю и испортить металлический кузов автомобиля.
  • Гелевые аккумуляторы не «выкипают». Соответственно, следить за уровнем электролита в них нет надобности. К слову, именно поэтому они и считаются необслуживаемыми.
  • В гелевых АКБ не нужно следить за плотностью электролита. Поскольку вода из него не испаряется, а уровень не меняется, стабильной остается и его плотность. Хотя в отношении гелеобразного электролита правильнее будет говорить не о плотности, а о концентрации кислоты в растворе.
  • GEL АКБ менее чувствительны к глубоким разрядам, чем классические с жидким электролитом. Это не означает, что глубокие разряды для гелевых аккумуляторов проходят бесследно. Нет. Они просто не теряют емкость из-за этого так стремительно, как, скажем, кальциевые батареи.
  • Гелевые аккумуляторы способны заряжаться большими токами, не закипая при этом, не теряя воду, и не нагреваясь до критических температур.

О токах и напряжении заряда сказано ниже, а вот на глубоких разрядах стоит остановиться еще раз. Здесь следует подчеркнуть, что гелевые аккумуляторы хоть и переносят глубокие разряды без заметной потери емкости, однако, если их продолжать нагружать после снижения напряжения до минимального, они непременно будут деградировать. То же самое касается и хранения АКБ GEL в разряженном состоянии. Делать этого категорически не следует, и в случае разряда батареи нужно как можно быстрее приступить к ее зарядке.

В завершение подраздела про особенности гелевых аккумуляторов не лишним будет сказать пару слов о том, что их часто отождествляют с AGM АКБ, а также называют гелиевыми. Во-первых, ничего общего с гелием (газ такой) гелевые аккумуляторы не имеют. Путаница пошла после того, как кто-то ошибся в написании названия. Во-вторых, с технологией AGM гелевые АКБ тоже не имеют ничего общего. У AGM электролит жидкий, и им пропитаны стекловолоконные маты, уложенные между свинцовыми пластинами. В гелевых никаких матов нет, а электролит гелеобразный, а не жидкий.

Заряжают ли гелевые аккумуляторы

Собственно, на этот вопрос ответ уже дан выше. Понятие «аккумулятор» само по себе подразумевает такой источник электроэнергии, который можно не только разряжать, но и заряжать. А по какой технологии он сделан – GEL, AGM или другой – не важно. Раз аккумулятор, значит заряжать можно. А в случае глубокого разряда даже нужно.

Скорее всего этот вопрос на просторах Интернета появился из-за того, что продавцы гелевых аккумуляторов называют их необслуживаемыми. А зарядка АКБ от стационарного устройства относится как раз к мероприятиям по обслуживанию батареи. Вполне понятно, что многие пользователи воспринимают слово «необслуживаемый» буквально – то есть, установил и забыл.

На самом же деле, когда про гелевые аккумуляторы говорят, что их не надо обслуживать, то имеют в виду, что при их эксплуатации пользователю не придется следить за уровнем электролита, корректировать его, а также проводить манипуляции с плотностью. В остальном гелевые аккумуляторные батареи нуждаются в таком же обслуживании, что и классические с жидким электролитом. В первую очередь, их нужно своевременно и правильно подзаряжать. Также их нужно содержать в чистоте и не допускать эксплуатацию при повышенных температурах.

Как заряжать гелевые аккумуляторы

По большому счету зарядка гелевых аккумуляторов с номинальным напряжением 12 В мало чем отличается от аналогичного обслуживания классических свинцово-кислотных АКБ с жидким электролитом. Принципы накопления электроэнергии здесь практические такие же. Однако некоторые особенности, все же, имеются. Если их не знать, то даже супернадежный, и практически «не убиваемый» гелевый аккумулятор можно испортить, и вместо положенных 10-12 лет он проработает не дольше дешевого варианта с жидким электролитом.

Чтобы зарядить АКБ GEL, в первую очередь, понадобится зарядное устройство. Оно должно быть не абы каким, а соответствующим нескольким требованиям. Самое главное из них – это стабилизированное напряжение. Оно не должно превышать 14,4 В ни на каком этапе зарядки гелевой аккумуляторной батареи. Второе важное требование – у зарядного устройства должна быть предусмотрена возможность каким-либо способом ограничить зарядный ток. Несмотря на то, что гелевые аккумуляторы способны легко принимать зарядные токи силой, большей, чем 10% от реальной емкости, но способность эта не безграничная.

То есть, что повышенное напряжение заряда, что чрезмерно большой ток – легко может вывести гелевый аккумулятор из строя. А именно, он, скорее всего, вздуется, а затем и вовсе разрушится. Хоть это и не так опасно, как в случае повреждения АКБ с жидким электролитом, но на работоспособность повлияет пагубно. В первую очередь из-за того, что из-за деформаций гелеобразный электролит потеряет контакт со свинцовыми пластинами, после чего электролитическая реакция станет невозможной.

При умелом использовании немного зарядить гелевый аккумулятор можно даже самым дешевым зарядным устройством без каких-либо регулировок. Гораздо лучше, если прибор оснащен хотя-бы регулировкой выходного напряжения. Ну и, совсем просто, если зарядное устройство автоматическое. То есть, без участия пользователя и периодического присмотра «умеет» ограничивать напряжение и ток на выставленном уровне.

Отдельно стоит упомянуть так называемые «специальные зарядные устройства для зарядки гелевых АКБ». Стремиться купить именно такой прибор, в описании которого сказано, что он разработан конкретно под технологию GEL, вовсе нет смысла. Вы попросту переплатите за эту «приписку», а в пользование получите, в лучшем случае, зарядное с обычным автоматическим ограничением зарядного напряжения и тока. Таким функционалом обладают любые автоматические модели, независимо от того, для гелевых они АКБ разработаны, или для каких-либо других автомобильных.

Поскольку с автоматическими зарядными устройствами работать не представляет сложности, то отдельно описывать их применение нет смысла. Если прибор добротный, а не кустарный, то в руководстве по его эксплуатации будет существенно больше полезной информации, чем в универсальной статье. Его останется только правильно настроить, учитывая приведенную ниже информацию, и все.

Зарядка же гелевых АКБ ниже рассмотрена на примере использования простейших зарядных устройств, у которых есть минимальная регулировка выходного напряжения. К слову, это необязательно может быть зарядное устройство. Грамотно и «безболезненно» зарядить GEL АКБ можно и при помощи обычного универсального блока питания с регулируемым выходным напряжением. Даже если он самодельный.

Также, если зарядное устройство или блок питания не оснащен амперметром и вольтметром, то понадобятся и эти измерительные инструменты. Проще всего в таких случаях использовать дешевые китайские мультиметры стоимостью 3-4 доллара. Они хоть и не шибко точные, но для зарядки АКБ подойдут.

Режимы зарядки GEL АКБ

Для зарядки гелевых аккумуляторов (в общем-то, и для других тоже) может применяться несколько режимов. Здесь рассмотрено только два – восстанавливающий и форсированный. Именно эти два режима будут полезны пользователю, машина которого оснащена аккумулятором с гелеобразным электролитом.

Восстанавливающий заряд гелевой АКБ

Восстанавливающий заряд гелевого аккумулятора используется в случаях, когда батарея разрядилась на борту автомобиля по тем или иным причинам. Неисправность генератора, заниженное напряжение бортовой сети, длительное использование АКБ при заглушенном двигателе, большие утечки тока, утрудненные запуски двигателя и так далее. Полноценный восстанавливающий заряд возможно осуществить только при наличии достаточно большого промежутка времени. Если времени нет – то переходите сразу к форсированному заряду.

Алгоритм восстанавливающего заряда GEL АКБ:

  1. Отсоедините АКБ от бортовой сети автомобиля. Это позволит избежать риска что-либо сжечь из-за неосторожности, а также немного ускорить процесс за счет исключения токов утечки.
  2. Параллельно клеммам АКБ подключите мультиметр в режиме измерения напряжения.
  3. Последовательно с одним из выходов зарядного устройства подключите амперметр.
  4. Перед тем, как подсоединять второй провод зарядного устройства к аккумулятору, включите прибор и установите напряжение, немного выше, чем на клеммах АКБ (например, если на АКБ 12,5 В, то на зарядном отрегулируйте 13,0 В). Это позволит избежать резкого скачка тока через аккумулятор.
  5. Подсоедините второй провод к клемме АКБ. Контролируя ток, добавляйте напряжение до тех пор, пока амперметр не покажет 10% от емкости аккумулятора (для 70 А*ч – 7 А, например).
  6. Напряжение заряда не должно превышать 14,4 В. Это необходимо контролировать, когда батарея немного зарядится, и потребляемый ею ток уменьшится.
  7. Продолжайте заряжать АКБ до тех пор, пока при напряжении 14,4 В сила тока не упадет до 0,1 А.

В процессе заряда обязательно периодически контролируйте нагрев батареи. Делать это можно как соответствующими измерительными приборами, так и наощупь. Нельзя допускать перегрева выше 50°C.

Форсированный заряд АКБ GEL

От описанного режима форсированный заряд гелевого аккумулятора отличается по двум параметрам. Во-первых, поскольку АКБ по технологии GEL могут эффективно принимать повышенные токи заряда, подавать можно не 10% от емкости, а 15-20%. Во-вторых, за счет увеличения зарядного тока значительно сократится время, по истечении которого потребляемый ток при напряжении 14,4 В снизится до требуемых 0,1 А.

К тому же, если вашей целью является не полноценный заряд АКБ GEL, а только ее частичное восстановление, дабы она смогла прокрутить стартер, то ждать достижения указанных напряжения и тока не придется. Как правило, подержав на зарядке полностью разряженную батарею при токе 10-15 А (напряжение 14,4 В превышать нельзя в любом случае), уже через полчаса-час она наберет достаточно энергии, чтобы запустить исправный двигатель.