220V в автомобиле и нюансы выбора преобразователя 12 в 220

Сегодня можно свободно купить практически любой бытовой прибор или электроинструмент, способный работать от 12-вольтовой бортовой сети автомобиля напрямую. Однако потребители, рассчитанные на 220 V, более распространены в быту. А потому возникает вполне резонная потребность иметь возможность пользоваться ими автономно, не покупая низковольтные модели.

220V в автомобиле преобразователи

Эта статья посвящена решению данного вопроса. В том числе, детально рассмотрены следующие моменты:

  1. Зачем в машине розетка на 220 В и как ее можно использовать.
  2. Как сделать 220 V в машине.
  3. Как правильно выбрать преобразователь 12 в 220.
  4. Особенности эксплуатации автомобильного инвертора 12 в 220.

Больше всего ошибок допускается как раз при выборе и эксплуатации автомобильных инверторов, потому эти моменты раскрыты более подробно. Помните: неправильно выбранный и используемый преобразователь 12 в 220 для автомобиля легко может угробить аккумуляторную батарею, а также стать причиной пожара.

Зачем в машине розетка на 220 V

По большому счету использовать 220 V в машине так же полноценно, как бытовую розетку – не получится однозначно. Здесь присутствует серьезное ограничение по мощности, поскольку источником энергии является низковольтная аккумуляторная батарея. Более подробно это ограничение, а также связанные с ним проблемы, описаны ниже.

Несмотря на это, розетку на 220 V в машине можно использовать для многих целей. В частности, в нее можно включать:

  • зарядные устройства для смартфонов и планшетов;
  • ноутбук;
  • чайник;
  • кипятильник;
  • телевизор;
  • бытовой музыкальный центр или просто колонки;
  • небольшой холодильник;
  • осветительные приборы;
  • электроинструмент.

Как уже говорилось выше, практически что угодно из этого есть на рынке в таком исполнении, в котором его можно запитать в машине от АКБ напрямую. Но покупать все это отдельно не всегда хочется, тем более, когда в наличии уже есть то же самое, но рассчитанное на напряжение 220 В.

Как сделать 220V в машине

Чтобы сделать 220 V в машине, нужен прибор, который постоянное напряжение 12 В будет преобразовывать в переменные 220 В. Нужные 12 В берутся непосредственно с бортового аккумулятора. 220 В снимаются с розетки, которая встроена прямо в указанном приборе.

Запитать инвертор от аккумуляторной батареи можно двумя способами. Первый способ – использовать штатную розетку прикуривателя. Как правило, все преобразователи комплектуются штекером для этих целей. А у некоторых моделей кроме этого штекера больше ничего и нет. Дело все в том, что через розетку прикуривателя и инвертор можно подключать приборы, мощность которых не превышает 300 Вт. Как правило, преобразователи, которые больше выдать не могут, как раз и комплектуются только штекером под прикуриватель.

Второй способ запитать инвертор с потребителями – прямое подключение к клеммам АКБ при помощи толстых проводов и зажимов типа крокодилы. Ими комплектуются абсолютно все преобразователи мощностью свыше 300 Вт. При выборе инвертора на эти самые зажимы и провода следует обратить особое внимание. На что именно смотреть – сказано ниже.

Как правильно выбрать преобразователь 12 в 220

Выбор и покупка автомобильного преобразователя 12 в 220 для автомобиля – это довольно сложное занятие, требующее некоторых знаний. Учитывать надо не только стоимость и мощность, написанную на коробке. Перед покупкой важно определиться, какие именно приборы вы будете включать через преобразователь в машине. Так что с этого, пожалуй, и стоит начать.

Запас мощности и синусоида

Все приборы, которые зачастую имеет смысл использовать автономно в паре с инверторами, условно можно разделить на несколько групп:

  1. Приборы со стабильной потребляемой мощностью.
  2. Приборы, потребляющие пусковые токи.
  3. Приборы с трансформаторами.

Первые две группы отличаются отсутствием или наличием пусковых токов. Например, любой нагревательный прибор потребляет одинаковую номинальную мощность с момента включения и на протяжении всей работы. А вот электроинструменты с коллекторными двигателями в момент пуска потребляют ток, иногда вдвое или втрое превышающий номинальный.

Из всего этого следует, что для подключения оборудования, которое на старте потребляет большой ток, требуется инвертор с запасом по мощности. Например, вам нужен такой преобразователь, который «потянет» болгарку на 700 Вт. Этот инструмент имеет коллекторный двигатель, соответственно, в момент пуска потребляет повышенную мощность. Чтобы при включении инвертор не сгорел или не ушел в защиту, он должен быть рассчитан, как минимум, на 2000 Вт.

Для тех же приборов, которые потребляют номинальную мощность линейно, инвертор можно выбирать лишь с небольшим запасом. Это касается ламп освещения, нагревательных приборов и инструментов с нагревателями (паяльники и прочее).

Отдельного внимания требуют приборы, у которых есть свой блок питания на основе трансформатора, а также сложная электроника. К таковым относятся ноутбуки, телевизоры, музыкальные системы. Для таких приборов желательно покупать инверторы, у которых на выходе так называемый чистый синус. Если же все это включать через преобразователь с модифицированной синусоидой, то упомянутые выше трансформаторы будут издавать паразитный шум и дополнительно греться. Что же касается электроники, то она может давать сбои, зависать и работать некорректно.

Для всех остальных приборов покупать инвертор с чистым синусом нет никакого смысла. Во-первых, такие модели предлагаются по более высокой цене. Во-вторых, из-за более сложной схемотехники они не такие компактные, как преобразователи с модифицированной синусоидой.

Охлаждение

Любой автомобильный преобразователь 12 в 220 имеет в своем устройстве силовые транзисторы, которые в процессе работы излучают много тепловой энергии. Чтобы инверторы не перегревались под нагрузкой, в них предусматривается система охлаждения. Она бывает трех видов:

  1. Пассивная – для охлаждения силовых элементов используется алюминиевый корпус или радиаторы. Как правило, такое охлаждение имеется в инверторах с заявленной мощностью не более 150 Вт.
  2. Активная – помимо радиаторов или алюминиевого корпуса в инверторе есть кулер. Активным охлаждением должны снабжаться абсолютно все преобразователи мощностью выше 150 Вт. Поэтому, если вы рассматриваете модель с большей мощностью, но кулера в ней нет, покупать такое не стоит.
  3. Активная адаптивная – кулер в таких инверторах стартует и набирает обороты по мере нарастания нагрузки. На холостом ходу или при включенных маломощных приборах он не вращается и, соответственно, не шумит.

Непосредственно к системе охлаждения прямое отношение имеет корпус инвертора. При выборе предпочтение лучше отдавать в пользу тех моделей, у которых корпус выполнен из толстого алюминия с многочисленными ребрами.

При установке инвертора в машине следует помнить об охлаждении. Модели с кулерами нельзя устанавливать так, чтобы торцевые стенки корпуса были закрыты. Боковые и верхние стенки алюминиевых корпусов тоже крайне желательно ничем не закрывать. В противном случае инвертор будет перегреваться, быстро выйдет из строя или станет причиной пожара.

Кабеля для подключения к АКБ

Как уже было сказано выше, инверторы в автомобиле подключаются двумя способами. Штекеры под розетку прикуривателя используются в моделях мощностью до 300 Вт, а также поставляются в виде опции в более мощных моделях. Следует помнить о том, что подключать такие преобразователи при нагрузке свыше 300 Вт через прикуриватель категорически нельзя.

Для подключения инвертора к аккумулятору напрямую предназначены толстые провода с зажимами типа крокодил. К сожалению, многие производители экономят на этих элементах, из-за при вполне неплохой производительности самого прибора кабеля и зажимы непозволительно сильно перегреваются, плавятся, и даже загораются.

Чтобы избежать подобных проблем, перед покупкой мощного преобразователя тщательно осмотрите силовые кабеля. Они должны быть достаточно большого сечения, и выполнены из меди. Если на срезе провода видны светлые жилы, то скорее всего кабель сделан из какого-то дешевого металла, и при хорошей нагрузке неминуемо будет греться. Если вам, все же, попались такие провода, их лучше сразу выбросить, а взамен приобрести нормальные.

Если вы планируете подключать к инвертору приборы мощностью свыше 300 Вт, то крайне не рекомендуется наращивать силовые кабеля в длину. Это приведет к увеличению их сопротивления и повышению падения напряжения на них. А поскольку при хорошей нагрузке по ним будет протекать токи более сотни ампер, то падение напряжения даже в полвольта превратит такие провода в солидный нагреватель.

Системы защиты

В полноценном автомобильном инверторе 12 в 220 должна быть реализована защита от:

  • перегрева;
  • короткого замыкания на входе;
  • короткого замыкания на выходе;
  • повышенного напряжения питания;
  • заниженного напряжения питания;
  • перегрузки.

Защита от перегрева – отключает инвертор, если система охлаждения не справляется с нагревом. Такое часто бывает при использовании преобразователя в жаркую погоду или в случае неправильной установки.

Защита от короткого замыкания – отключает инвертор в случае случайного замыкания как на входе, так и на выходе. Без такой защиты в случае короткого замыкания вместе с инвертором может сгореть и включенный прибор, и аккумулятор.

Защита от повышенного напряжения питания – отключает инвертор, если на него вдруг пошло напряжение выше номинального. Как правило, в хороших моделях такая защита срабатывает при напряжении выше 15,5-16,0 вольт.

Защита от заниженного напряжения – отключает инвертор, когда напряжение на клеммах АКБ снижается до 10,0-9,5 В. Это позволят избежать глубоких разрядов аккумулятора.

Защита от перегрузки – срабатывает при подключении к инвертору прибора, мощность которого выше, чес способен выдать преобразователь.

Обратите внимание! Как показывает практика, в некоторых откровенно дешевых моделях преобразователей напрочь отсутствует какая-либо защита. При этом в описании может быть написано, что защита есть. Использовать такие инверторы – опасно. Поэтому, если возникли сомнения, перед покупкой желательно посмотреть отзывы или живые обзоры выбираемой модели.

Особенности эксплуатации автомобильного инвертора

В завершение темы про 220 вольт в автомобиле не лишним будет рассмотреть основные правила и рекомендации относительно эксплуатации преобразователей. Это позволит избежать возникновения аварийных ситуаций, продлит срок службы самого инвертора, а также аккумуляторной батареи:

  1. Не подключайте инвертор через розетку прикуривателя при нагрузках более 300 Вт.
  2. Перед подключением убедитесь, что розетка подключена к АКБ через предохранитель.
  3. Удлинять силовые провода инвертора нельзя. В случае, если розетка 220 В нужна на некотором расстоянии от АКБ, удлиняйте провода между инвертором и потребителем.
  4. Для частого включения через инвертор мощных приборов крайне нежелательно использовать штатный аккумулятор. Для этих целей лучше приобрести тяговую АКБ. В отличие от стартерных аккумуляторов, тяговые больше рассчитаны на длительные нагрузки, и не чувствительны к постоянным глубоким разрядам. К тому же, они обладают большим ресурсом по циклам разряда-заряда.
  5. При покупке инверторов не обольщайтесь указанной в описании и на корпусе мощностью. Как правило, на видном месте производитель указывает пиковую мощность, которую инвертор сможет отдать только кратковременно. Для постоянного использования ориентироваться нужно на мощность, которая вдвое меньше указанной.
  6. При длительном использовании преобразователя 12 в 220 вдали от цивилизации обязательно используйте для его питания второй дополнительный аккумулятор. Это позволит избежать глубокого разряда штатной АКБ, из-за чего вы не сможете потом запустить двигатель. Подключить такую АКБ к бортовой сети автомобиля лучше через автоматический коммутатор, например, «УРА-200».
  7. После использования инвертора обязательно выключайте его. Даже без подключенной нагрузки на холостом ходу такие приборы могут потреблять ток из аккумулятора порядка 0,3-1,2 А.

Как видно из вышесказанного, организовать 220 вольт в автомобиле не так уж и просто. В выборе и эксплуатации инверторов есть много нюансов, пренебрежение которыми грозит большими проблемами. Если же подойти к этому вопросу грамотно, то розетка на 220 V в машине позволит расширить возможности в дальней дороге, на отдыхе, рыбалке, охоте, пикнике и так далее.